РусскийУкраїнська

Оценка патента и лицензии

Оценка патента Оценка лицензии


Основной целью любого лицензионного соглашения является передача (получение) на коммерческой основе определенного объема имущественных прав на использование интеллектуальной собственности для организации производства, выпуска и реализации конкурентоспособной продукции.

 
Методы расчета стоимости лицензии (патента)


В международной практике лицензионной торговли под ценой лицензии обычно понимают сумму выплат покупателя лицензии («Лицензиата») в интересах продавца лицензии («Лицензиара»).


По своей сути процедура расчета цены лицензии является оценкой интеллектуальной собственности, которая является объектом лицензии.


Таким образом, расчет цены лицензии сводится к определению той текущей стоимости интеллектуальной собственности (то есть ее стоимости на дату заключения лицензионного договора), по которой Лицензиат согласен был бы на условиях лицензионного договора купить (приобрести во временное использование) права на интеллектуальную собственность Лицензиара, а Лицензиар по такой цене согласен бы на условиях договора эти права продать (передать во временное использование).

Наиболее широко в международной лицензионной торговле используются два основных метода расчета цены лицензии:


• на основе размера прибыли Лицензиата;
• на базе роялти.


При расчете цены на основе размера прибыли Лицензиата выходят с того, что размер выплат Лицензиару определяется как часть (часть) прибыли, получаемой Лицензиатом от изготовления и реализации продукции по лицензии. При этом часть Лицензиара колеблется в достаточно широких пределах от 10 до 50 % прибыли Лицензиата и зависит от целого ряда ценообразующих факторов, основными из которых является объем прав, которые передаются, наличие патентной охраны и размер дополнительного дохода Лицензиата.


При расчете цены лицензии на базе роялти расчетную цену лицензии и соответственно размер выплат владельцу интеллектуальной собственности (Лицензиару) традиционно определяют как определенный процент отчислений («Роялти») в зависимости от стоимости выработанной и реализованной продукции по лицензии. В практике международной торговли лицензиями размер роялти обычно определяют не расчетным путем, а эмпирически — путем установленных в мировой практике для разных отраслей промышленности усредненных размеров роялти— так называемых «стандартных» ставок роялти.


Размер известных из литературных источников «стандартных» ставок роялти самое частое составляет от 0,5 до 14 %.  Например, известны «стандартные» ставки роялти для электронной промышленности 4—10%, электротехнической промышленности 1—5%, фармацевтической промышленности 2—7%, самолетостроение 6-10%, автомобильной промышленности 1-3%, промышленности станкостроения — 4,5—7,5%, производств потребительских товаров длительного пользования -5%, производств потребительских товаров с малым сроком использования 0,2—1,5 %.


В практике лицензионной торговли, в результате отсутствия достоверных среднестатистических данных для конкретного рынка, чаще всего размер роялти выбирают из таблиц ставок роялти, взятых из доступных источников информации без которого или расчетного обоснования, но с традиционными рекомендациями необходимости учета ценообразующих факторов.


Поэтому на практике возникает актуальная проблема поиска подходов к обоснованию ставок роялти и методологии расчета цены лицензии относительно реальных условий рыночных отношений, которые развиваются, в области коммерциализации интеллектуальной собственности.

 
Если Вам нужная оценка стоимости лицензии, или оценка патента – обязательно обращайтесь к нам.