РусскийУкраїнська

Оценка гудвила

Оценка гудвилла

 

К настоящему времени сложились две параллельно существующие  традиции перевода английского термина goodwill. В одних источниках этот термин переводят словосочетанием «деловая  репутация», в других сомнительным в смысле  происхождения словом «гудвилл», т.е. используют «кальку» с английского термина.


В данном случае, т.е. в контексте стоимостной оценки нематериальных активов предпочтительнее второй  способ  перевода, хотя он и выглядит несколько неуклюжим. Дело в том, что термин «деловая  репутация»  используется в основном для  обозначения неотчуждаемого нематериального блага  – деловой репутации гражданина либо юридического лица.


Обычно под  деловой репутацией понимают  положительную оценку  гражданина или юридического лица (прежде всего как добросовестного предпринимателя) другими  участниками.  О том,  что  деловая  репутация юридического лица в Украине представляет некоторую ценность можно судить по возрастающему количеству судебных  исков  о защите деловой репутации.


Говоря о деловой репутации юридических лиц, нельзя не отметить, что традиционно относящаяся (так же, как и честь, и достоинство гражданина) к числу  личных  нематериальных и неотчуждаемых благ, она вместе  с тем имеет присущую только  ей особенность.


Происхождение термина goodwill, традиционно используемого оценщиками бизнеса и переводимого как  «гудвилл»,   связано с тем, что примерно до середины 80-х годов прошлого века стоимость  предприятия обычно несильно отличалась от  стоимости его чистых  активов, причем под активами обычно подразумевались материальные (осязаемые) активы.


Цена  сделки, как правило, на 1-5 % превышала стоимость чистых активов. Эту разность оформляли как  особый актив  и заносили на баланс  покупателя. Отсюда  его название – добрая  воля  (goodwill).  Тем  самым  подчеркивалось, что покупатель добровольно платит  за что-то  известное  обеим  сторонам, но  пока  не  отраженное на  бумаге.  Это «что-то» обычно связывают с деловой репутацией фирмы,  но так можно было делать лишь  до тех пор,  пока  оно стоило  несколько процентов от  стоимости компании  в  целом.   Сейчас ситуация принципиально  иная,  поэтому отождествление указанной разности  со стоимостью деловой репутации будет непростительной ошибкой.

 

Если Вам нужна оценка гудвилла - мы Вам всегда поможем.